Много храмов довелось увидеть в центре России, на Урале и в Сибири, но
такого как в селе Кукобой - впервые. Архитектура Спасского Собора своеобразна,
отмечена особой красотой и изяществом. Вероятнее всего, именно это в
богоборческие времена (20-30-е годы XX века) сохранило его от полного разрушения: не поднялась рука
воинствующих атеистов уничтожить талантливую работу архитектора Василия
Косякова, который, кроме храма в Кукобое, поставил ещё один шедевр зодчества - в соседнем городе Данилове.
Спасский Собор был построен на средства купца Ивана Агаповича Воронина.
Появление такого храма было связано с тем, что в дореволюционное время Кукобой
был центром волости.
После событий октября 1917 года Собор использовали под
хозяйственные, производственные нужды. До 1971 года Кукобой был райцентром.
Столичная судьба позволила обзавестись набором основных зданий и производств
районного центра. На десятилетие Кукобой как бы ушел в забвение. Был обычным
заштатным селом, но в 90-е годы, когда стала возрождаться духовность , стали восстанавливать Спасский Собор, и люди
увидели, какая чуть не погибла жемчужина архитектуры. Возрождению бывшего
райцентра, его Собора способствовало проведение Дня села, когда на берега реки
Обноры съезжались сотни и тысячи жителей округи и гости. Каждый раз к этому
событию старались благоустроить поселок, отреставрировать храм, сдать
новостройки. Большую роль в подъеме Кукобоя сыграла и поддержка губернатора
Ярославской области и его заместителя
Михаила Васильевича Боровицкого, который в конце 90-х годов был главой
Первомайского муниципального округа.
Кукобой в 90-е годы стал центром районного строительства.
Главным объектом того времени было
возведение моста через реку Ухтома. Был капитально отремонтирован комбинат
бытового обслуживания, где был открыт швейный цех. В связи с этим
активизировалась и краеведческая работа. Ее центром стала местная средняя
школа. Ребята вместе с преподавателями начали еще энергичнее собирать для
своего краеведческого музея старинные экспонаты - орудия труда и быта,
фотографии разных лет о жизни села, его истории. Много внимания ребята уделили
дореволюционной истории Кукобоя, его именитым людям.
Видное место заняла история самой школы, судьбы его
преподавателей и выпускников. В день
села Кукобой многие гости и туристы
посещают школьный музей. Они в книге записей оставляют слова
благодарности учащимся и учителям за большую поисковую работу. Собранный
материал лег в основу буклета о селе. Так село с завораживающим, с загадочным названием
постепенно стало входить с туристические маршруты. Способствовали этому и
красивые места, по-настоящему живописные, а также творческий подход к народному
творчеству, сказкам.
|